Краткая новость

  ВНИМАНИЕ! Состоялось ежегодное собрание ветеранов космодрома Плесецк - 24 июня в г. Краснознаменске ( Отчет в разделе Мероприятия ) 


Форум · Книга отзывов · Задать вопрос · Контакты


            РЕГИСТРАЦИЯ           


 Татко Михаил Григорьевич


   Страницы биографии разработчика космической техники


   Доклад В.Н. Парамонова, С.В. Семенова (АО "РКЦ"Прогресс", г. Самара), представленный 25.01.2017 года на XLI Академических чтениях по космонавтике, заседании секции №1 (Пионеры освоения космического пространства. История ракетно-космической науки и техники). Фото представлены авторами.

   Михаил Григорьевич Татко относится к тем людям, которые по профилю работы долгое время относились к «засекреченным». В открытой печати его имя стало упоминаться лишь с 1991 года.

  

Михаил Григорьевич Татко родился 7 ноября 1925 года в городе Киеве. К сожалению, о детстве Михаила Григорьевича в его семье не осталось почти никакой информации. Известно, что закончил среднюю школу, а с началом войны семья переехала в Куйбышев. Здесь он начал свою трудовую деятельность учеником печатника в типографии газеты «Красная Звезда». В 1942 году он был призван в ряды Красной Армии. Воевал на Северо-Западном фронте, был тяжело ранен. После демобилизации Михаил Григорьевич поступил в Куйбышевский авиационный институт, который окончил в 1950 году по специальности инженер-механик. По распределению он попал на Государственный авиационный завод № 1 им. И.В. Сталина. Первые несколько лет работал мастером и старшим мастером в сборочном цехе. В это время завод серийно производил реактивные истребители МиГ-15, МиГ-17, а также бомбардировщик Ил-28.

   В 1953 году с началом освоения производства стратегического бомбардировщика Ту-16 назрела необходимость более тщательного контроля авиационных приборов, электрических и радиосистем, как поступающих от смежных организаций, так и собственного изготовления. Директором завода В.Я. Литвиновым было принято решение об организации на предприятии цеха входного контроля. Литвинов поручил главному инженеру М.К. Голубеву подыскать подходящую кандидатуру на должность начальника нового подразделения. Фактически нужен был человек, который смог бы организовать один из ключевых цехов в системе производства боевых самолетов. Как вспоминал позднее сам Михаил Григорьевич Татко, однажды после утренней оперативки его вызвал к себе заместитель главного инженера и без предварительной беседы (как это часто бывало в подобных случаях) предложил организовать и возглавить цех входного контроля. Он сообщил Татко, что его кандидатура была одобрена руководством предприятия, парткомом и завкомом завода, поэтому с завтрашнего дня он может приступать к своим новым обязанностям. Так, в январе 1954 года, старший мастер М.Г. Татко возглавил новое подразделение завода. Молодой, энергичный, талантливый начальник при всемерной поддержке В.Я. Литвинова и главных специалистов предприятия организовал работу цеха входного контроля в чрезвычайно короткий срок. Практически уже к концу 1954 года подразделение осуществляло проверку основной аппаратуры нового изделия – бомбардировщика Ту-16. По определению главного инженера М.К. Голубева цех стал «мозгом» предприятия.

   А через несколько лет Государственный авиационный завод № 1 приступил к серийному производству ракетно-космической техники.
   Ветеран АО «РКЦ «Прогресс», бывший заместитель главного конструктора М.Ф. Шум вспоминает: «Я познакомился с Татко в 1958 году. Когда мы были на выпускном вечере в КуАИ, нам объявили, что тем, кто получил назначение на Государственный авиационный завод № 1, необходимо на следующей неделе придти в институт. На встречу с нами пришли 3 человека: заместитель директора по кадрам, заместитель главного инженера и начальник цеха Михаил Григорьевич Татко. Они объявили нам, что завод получил новую технику и нужно ее освоить. Поэтому предложили нам не ходить в отпуск, положенный после окончания института, а немедленно явиться на работу. Так, 15 марта 1958 года я поступил на работу в цех входного контроля, который возглавлял М.Г. Татко. Этот цех специализировался на спецсистемах бомбардировщиков Ту-16. Теперь же цеху поручалось ведение всей документации по новому изделию – МБР Р-7. Поэтому цех остро нуждался в новых кадрах для освоения ракетного производства. Татко проявил огромное стремление к тому, чтобы люди больше знали о новой технике, как можно тщательнее ее изучили. Он устроил в цехе небольшие лекции. Специалисты читали нам лекции по радиотехнике, по гироскопии. В институте тогда это направление еще было слабо развито, а здесь мы получили определенные азы. И только потом мы поехали на обучение в Подлипки к С.П. Королеву».

   В связи с переходом предприятия на выпуск ракетно-космической техники в 1959 году встал вопрос о создании собственного приборно-кабельного производства. В марте 1960 года М.Г. Татко было поручено организовать и возглавить головной отдел нового производства. Вспоминает М.Ф. Шум: «М.Г. Татко выпускал большие альбомы, где было прописано, какие кабели нужны, какое оборудование, приборы – все это прекрасно систематизировал, что само по себе очень сложно. Но он очень быстро схватывал эти вопросы». За два последующих года он не только успешно справляется с поставленной задачей, но и участвует в создании еще трех цехов и дополнительного отдела приборно-кабельного производства. Во многом благодаря его усилиям ракеты-носители, изготовленные заводом в 1960-1962 гг., были оснащены уже новым электрокабельным оборудованием, изготовленным для серийных изделий с учетом опыта пусков МБР Р-7 и Р-7А. Это способствовало повышению надежности бортовой аппаратуры и системы управления в целом, результатом чего можно считать успешные запуски первых пилотируемых кораблей серии «Восток»

   В 1962 году М.Г. Татко принимает предложение В.Я. Литвинова, годом ранее возглавившего Куйбышевский Совнархоз, и переходит на работу в Совет народного хозяйства, где остается вплоть до его ликвидации. После этого он становится заместителем главного инженера завода «Экран», а через два года его организаторские способности и умение работать со смежными организациями становятся жизненно необходимыми для набравшего силу филиала № 3 ОКБ-1. В это время сюда поступает первая документация по теме Н1-Л3 для полета на Луну, на заводе «Прогресс» начинается масштабная реконструкция под изготовление «лунной ракеты». Как следствие, многократно растет число смежных предприятий, связанных с филиалом № 3 и заводом по новому направлению.

   Руководитель филиала № 3 ОКБ-1 главный конструктор Д.И. Козлов знал М.Г. Татко с 1958 года. Он отзывался о нем, как о человеке эрудированном, обладающем разносторонними увлечениями и талантами; а, кроме того, как об очень одаренном руководителе, внимательном и заботливом к своим подчиненным. Немаловажным для Дмитрия Ильича было и то обстоятельство, что, взаимодействуя с различными организациями во время своей работы в Совнархозе, М.Г. Татко пользовался большим авторитетом среди руководителей предприятий, связанных с филиалом № 3 совместными космическими проектами. Все это плюс огромное уважение Козлова к человеку, обеспечившего повышение надежности первых серийных ракет-носителей, побудило главного конструктора предложить Татко должность своего помощника. Заместитель Сергея Павловича Королева В.П. Мишин лично подписал назначение М.Г. Татко помощником главного конструктора по испытаниям изделия 11А52 и руководителем испытательных подразделений филиала № 3. Но темой Н-1 его новая работа отнюдь не ограничивалась. Д.И. Козлов стремился полнее использовать авторитет Михаила Григорьевича среди заводского руководства.

   С мая 1966 года Татко утвержден представителем КБ в постоянно действующей комиссии по качеству на заводе «Прогресс». Его колоссальный производственный опыт и стремление к работе с молодыми специалистами были востребованы с самого начала деятельности в КБ. С июня 1966 года М.Г. Татко регулярно входил в состав аттестационной комиссии филиала № 3, часто являясь ее председателем. Михаил Григорьевич успевал заниматься и другими изделиями. Так, в августе 1966 года М.Г. Татко был председателем комиссии по определению причин и устранению замечаний по системе безопасности МБР Р-7А.

   В 1967 году он совмещал должность заместителя технического руководителя по проведению испытаний новейших экспериментальных установок.
   Новые годы приносят новые обязанности. С 1970-го Татко являлся членом Научно-технического совета КФ ЦКБЭМ. Его востребованность в самых разных областях деятельности на предприятии просто поражает. М.Ф. Шум так отзывается о личных качествах М.Г. Татко: «Тогда я тоже был помощником главного конструктора. Нам с ним выделили один кабинет на третьем этаже, поэтому я часто виделся с ним. Это был очень грамотный, очень организованный человек. Быстро схватывал самую суть вопроса, очень направленный и основательный человек. Татко был членом парткома ЦСКБ, очень идейным коммунистом. Кроме того, у него были многочисленные хобби. Михаил Григорьевич любил шахматы, особенно играть блиц-турниры; играл в настольный теннис, посещал театр».

   После закрытия темы Н-1 Михаил Григорьевич всю свою энергию направил в новое русло – объектовую тематику. С 1974 года Татко являлся помощником главного конструктора (а потом и его заместителем) по производству космических аппаратов типа «Зенит». Уже в самом начале своей новой работы он возглавил комиссию по проведению ресурсных испытаний одной из модификаций КА «Зенит». При этом Михаил Григорьевич активно привлекался руководством предприятия для выяснения причин и устранения замечаний по работе ракет-носителей «Союз».

   Именно «Зениты» станут его наиважнейшим делом на оставшиеся годы жизни. Вспоминает Герой Социалистического Труда, заместитель генерального конструктора АО «РКЦ «Прогресс» Геннадий Петрович Аншаков: «Наше тесное взаимодействие с Михаилом Григорьевичем началось в период, когда шла отработка новых КА «Янтарь» и в то же время продолжалась разработка новых модификаций КА «Зенит» и их эксплуатация. Дело в том, что жизнь «Зенитам» продлил, прежде всего, М.Г. Татко. Когда пошли аппараты типа «Янтарь», то, казалось, необходимость в «Зенитах» понемногу отпадает. Но он умел доказать и добиться, чтобы продолжалось создание новых народно-хозяйственных «Зенитов», топографических «Зенитов», модернизация существующих изделий». С 1976 года Татко вплотную занимался вопросами согласования с заказчиком проектной, конструкторской и эксплуатационной документации по теме «Зенит». Во главе технической бригады он часто бывал в эксплуатационных организациях для проведения работ с этими изделиями. Как вспоминает об этом Г.П. Аншаков: «Он был очень энергичным человеком, обладал блестящими организаторскими способностями, был очень контактен. Не упорствовал зря, а находил возможности для компромисса, предлагал выход из ситуации. Поэтому он брал на себя пробивание возможности создания новых модификаций «Зенитов». Все согласование брал на себя не только в нашем КБ, но и в Министерстве. Пользуясь контактами, которые были в МОМе, он договаривался, готовил необходимые организационные документы. При этом никогда не отбивался ни от каких производственных вопросов, он считал это своим делом».

   За время работы по тематике «Зенитов» Татко получил несколько авторских свидетельств, а 28 апреля 1984 г. ему была присуждена Премия Совета Министров СССР за достижения в области информационной техники. Михаил Григорьевич Татко ушел из жизни внезапно, полный энергии и творческих замыслов. Это случилось 10 июля 1991 года.

   Г.П. Аншаков: «Я запомнил его всегда энергичным, улыбающимся, доброжелательным. Его уход потряс всех нас. Возможно, это было связано с тем, что он ушел одним из первых широко известных специалистов в ЦСКБ и на заводе. Никогда он не вел никакой закулисной борьбы и был открытым человеком. Он жил своей работой, это была его огромная радость в жизни». Ветераны АО «РКЦ «Прогресс» до сих пор с теплотой вспоминают совместную работу и общение с этим прекрасным человеком.

   Жизненный путь Михаила Григорьевича Татко был отмечен многими наградами. Среди них: орден Отечественной войны, Трудового Красного Знамени, Знак Почета, медали Федерации космонавтики СССР.

  

    Юрий Шведчиков  - все фотография к статье расположены по адресу:
       https://fotki.yandex.ru/users/shved54-azak/album/557793/
       https://fotki.yandex.ru/users/shved54-azak/album/557705/
Главная · Мы и закон · Фотоотчеты · Архив документов · Устав · Карта сайта
Ветераны космодрома Плесецк , все права защищены.
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS