Краткая новость

  ВНИМАНИЕ! Состоялось ежегодное собрание ветеранов космодрома Плесецк - 24 июня в г. Краснознаменске ( Отчет в разделе Мероприятия ) 


Форум · Книга отзывов · Задать вопрос · Контакты


            РЕГИСТРАЦИЯ           


Строительство базы МБР, полигона, космодрома и города Мирный


    Строительство космодрома, уникальное и по срокам, и по масштабам, и по трудностям, и пр. – составная часть истории космодрома, его материальная основа. Эту тему можно рассматривать и по этапам истории, а можно для наглядности представить тремя «строительными» периодами.
   Период первого, создавшего основу полигона (космодрома), принято считать с 1957 по 1963г. В результате самоотверженного труда военных строителей в тайге выросли технические и стартовые комплексы (9стартовых комплексов состоящих из 15 пусковых установок для четырех типов ракет: Р7/Р7А, Р16,Р16У и Р9А.) проложены автомобильные и железные дороги, линии электропередач и в будущем город Мирный.
   Второй период с 1963 по 1982г. (условно, когда МТБ для космических программ была создана и космические части были выведены из состава РВСН) – это период реконструкции и создания материальной базы для подготовки и наземных испытаний спутников и космических ракет, стартовых комплексов для проведения пусков космических ракет лёгкого и сверхлёгкого классов, созданных из баллистических ракет средней дальности Р-12 и Р-14, а в дальнейшем и других ракет-носителей и КА.
   Все последующие строительные работы можно рассматривать как работы по расширению МТБ космодрома и города, реконструкции старых и строительства новых стартовых комплексов.

   1957г.- в январе Правительство СССР постановлением №.61-39 приняло решение о создании военного объекта с условным наименованием "Ангара" — первого ракетного соединения, вооруженного межконтинентальными баллистическими ракетами недалеко от станции Плесецк, подразмещение объекта было отведено около 74200 кв.км тайги.
   Строительство объекта "Ангара" заместитель министра обороны по строительству и расквартированию возложил на 57-е Управление инженерных во главе с инженер-полковником Былеевым Н.И. (с января 1958 года- инженер-полковником Степанченко Н.С.). Главным инженером работ был назначен инженер-полковник В.И. Смирнов. Проектирование стартовых и технических комплексов вел Центральный проектный институт Минобороны, главный инженер проекта инженер-полковник А.А. Ниточкин.
    В марте к месту строительства прибыли первые 4500 военных строителей. В числе первых на строительство полигона прибыли части, которыми командовали полковники Агеенков И.М., Циргвава А.Ф., Майдан Н.С., Фридленд А.В. К началу строительства Управление в своем составе насчитывало 14 управлений начальника работ, 40 военно-строительных отряда, 6 автомобильных и 6 дорожных батальонов, три монтажные части и несколько частей обеспечения.
   Строителям предстояла уникальная задача: в короткое время, скрытно, в непроходимой тайге, на «пустом» месте построить: стартовые площадки, дороги, инженерные коммуникации, жилье, коммунальное хозяйство, линии связи и электроснабжения, культурно-бытовые объекты и т.п. Одновременно с закладкой основных строительных объектов началось создание строительной производственной базы: бетонных заводов, растворных узлов, механизированных складов для песка и щебня, ремонтных мастерских.

   1958 г.- на объекте "Ангара" строительные работы шли широким фрнтом и в июне на строительстве уже было занято 11480 человек. Продолжалось развитие мощной строительной базы, начались заливка бетона и монтаж металлоконструкций на первой пусковой установке и земляные работы на второй. В этом же году была построена первая в Плесецком районе автомобильная дорога с бетонным покрытием («бетонка»). Она соединила первую пусковую установку со строительной базой.
   Развернулось строительство жилого городка, который получил название первоначальное Лесное – будущий г. Мирный (но уже в 1957г. был построен роддом на 15 коек!)

   1959 г.- весной на ПУ№1 начался монтаж технологического оборудования и специальных технических систем. Впервые он велся по совмещенному графику, одновременно со строительством помещений. Это позволило выиграть время и осенью приступить к комплексным испытаниям, которые завершились 12 декабря 1959 г. Первая пусковая установка объекта "Ангара" была готова к проведению пусков боевых ракет.
   1960 г.- 17 февраля года межведомственная комиссия во главе с генерал-майором Григорьевым М.Г. подписала акт о приёме в эксплуатацию ракетного комплекса на площадке №2 (48 БСС, в/ч 14003).
   В августе началось строительство наземного боевого ракетного комплекса, вооружённого ракетой Р-16: старты №5 и №6 на площадке «Стройдеталь» в\ч 42231 во главе с подполковником Ерасовым К.Н. и главным инженером инженер-капитаном Ключниковым А.М., а затем старты №7 и №8 на площадке «Лисицыно» в\ч 62108 во главе с полковником Варфоломеевым В.Т. и главным инженером инженер-майором Борячком Ю.В.
   1961 г.- в начале года на площадке «Лесорубов» началось строительство шахтного ракетного комплекса - стартов №№ 9, 10, 11 для оснащения ракетами Р-16У.
   В марте на пл. «Стройдеталь» начался монтаж оборудования и 27 октября был подписан акт о приёмке в постоянную эксплуатацию ракетного комплекса.
   В декабре начались работы по созданию комплекса Р-9А на площадках «Малое Усово» и «Большое Усово». В феврале 1963 года монтажные организации приступили к монтажу оборудования спецтехнических и технологических систем.

   1962 г.- 14 января межведомственная комиссия подписала акт о приёме ракетного комплекса 8П864 на площадке «Лисицыно» в постоянную эксплуатацию.
   1963 г.- в соответствии с Правительственными решениями в 1963-64 годах началось строительство монтажно-испытательных корпусов для подготовки и наземных испытаний спутников и космических ракет, стартовых комплексов для проведения пусков космических ракет лёгкого и сверхлёгкого классов, созданных из баллистических ракет средней дальности Р-12 и Р-14, а также работы по переоборудованию пусковой установки №1 для проведению пусков ракет-носителей “Восток-2” и “Восход”.
   Строители создали базу на пл. 16 «Опытный» и продолжали на пл.131 «Медвежьи горы».
   12 декабря Государственная комиссия приняла в эксплуатацию ракетный комплекса МБР Р-9А на площадке «Малое Усово» в составе 12-й и 13-й пусковых установок
   1964 г.- Для испытания новых боевых ракетных комплексов и запусков космических аппаратов возникла необходимость создания полигонного измерительного комплекса. Места строительства измерительных пунктов определялись с учётом как имеющихся стартовых позиций, так и перспективы строительства новых стартов для твердотопливных комплексов. Первыми были введены в строй пять измерительных пунктов: - пристартовые "Добрянка" и "Ключевое"; - трассовые: "Нарьян-Мар", "Новая Земля", " Железнодорожный". Строительство измерительного комплекса, в основном, завершилось в 1967 г.

   1965 г.- к декабрю работы на ПУ №1 для ракеты Р-7 на пл. 41 были закончены и переоборудованная пусковая установка открыла новую страницу в истории космодрома "Плесецк"- 17марта 1966г. в\ч 13973 был запущен первый, с северного космодрома, КА - «Космос-112»
   1966 г.- завершено создание РК с ШПУ для ракет с РДТТ (пл.161)
   1968 г.-создана в\ч 63551 с площадкой 121 «Лесное»
   1969 г.- завершено переоборудование пл. 43 и в\ч 14056 приступила к запускам КА (первый, ими запущенный КА, «Космос-313»)
   1972 г.- 4 апреля создана база РК "Тополь" (командир подполковник В.И. Переходченко).
   1973 г.-создана в\ч 25922 и переоборудовалась пл. 32 «Большое Усово» под РН «Циклон»
   1980 г.- завершено переоборудование пл.2 и в\ч 14003 приступила к запускам КА (первый, ими запущенный КА, 19.02.1981 «Око»)
   1989 г.- создана база РК "Тополь-М" (пл.158)
   1994 г.- завершено переоборудование под РК "Тополь-М" стационарного базирования
   2001 г.- начались работы по созданию модульного космического ракетного комплекса «Ангара» для пусков ракет легкого, среднего и тяжелого классов.

Главная · Мы и закон · Фотоотчеты · Архив документов · Устав · Карта сайта
Ветераны космодрома Плесецк , все права защищены.
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS