Краткая новость

  ВНИМАНИЕ! Состоялось ежегодное собрание ветеранов космодрома Плесецк - 24 июня в г. Краснознаменске ( Отчет в разделе Мероприятия ) 


Форум · Книга отзывов · Задать вопрос · Контакты


            РЕГИСТРАЦИЯ           


Обоснования создания базы МБР, полигона, космодрома


   В жизни космодрома Плесецк было 2 основных периода жизни: чисто военный – первая база МБР и космический, который и дал сам космодром – 1 ГИК МО РФ
   Первый период - появление специального военного объекта «Ангара» - базы соединения МБР на территории СССР было предопределено 2 основными причинами:
   - с одной стороны внешнеполитической обстановкой в мире. В середине 50х годов Правительство СССР было обеспокоено все нарастающей военной мощью США, у которых к тому времени была возможность поражения большого числа стратегических военных целей и мирных городов на территории нашей страны. Имеющиеся у нас авиационные средства доставки ядерного оружия не позволяли нанести ощутимый ответный удар по территории США (сделать это могли только ракеты межконтинентальной дальности)
   - с другой стороны бурное развитие советской космонавтики – появление «рабочей лошадки» для вывода объектов на орбиту Земли, всемирно известной ракеты-носителя - «семерки» С.П.Королева, которая замышлялась и как МБР.

  Далее встал вопрос о месте размещения (расположения) первой базы МБР. И в этом вопросы было несколько факторов:
   - стартовые комплексы должны были быть размещены как можно дальше от южных границ нашего государства, вдоль которых разворачивалось строительство американских военно-воздушных баз
   - должна обеспечиваться досягаемость территорий вероятных противников, а размещение МБР на юго-западе СССР или в Западной Сибири делает старты ракет против вращения Земли, а это уменьшает дальность полета головной части
   - возможность проведения и контроля испытательных пусков над своей территорией
   - необходимость обеспечения скрытности этого объекта от визуальной разведки противника
   - расположение в малонаселенном месте (меньше населения потребуется отселять и подвергать риску при военном конфликте).
   - для обеспечения строительства и доставки всех компонентов базы МБР необходимо было размещаться недалеко от железнодорожной линии.

   Выбор места строительства стартовых позиций базы МБР производился группой специалистов Министерства обороны и ОКБ-1 во главе с генерал-майором И.Ф. Дибровым. Рекогносцировочные работы проводились с 1955 г. по проектному заданию, заказ № 155/1, разработанному ЦИПСС МО и НИИ-4 МО.
   Учитывая все, довольно обширные, требования и был выбран Плесецкий район Архангельской области. При этом учитывались и такие детали: строительство стартовых установок на крутых берегах р. Емца сокращал объем земляных работ, а удобное направление с запада на восток позволяло разместить вдоль берегов несколько стартовых позиций, которые не создавали бы помехи друг другу при пусках ракет, в районе легко добывать строительный щебень, густая северная тайга облегчала маскировку, через район базы МБР проходила федеральная автомобильная трасса на Архангельск и рядом Северная железная дорога.

   По результатам проведения рекогносцировочных экспедиций было предложено 17 площадок, предназначенных для строительства спецсооружений объекта «Ангара», и выбраны трассы прохождения железных и автомобильных дорог, а также линий электропередач. И предложены два основных варианта размещения объекта «Ангара»: Плесецк и Шелекса, окончательно выбран вариант №1 – вблизи со станцией Плесецкая, центром Плесецкого района).
11 января 1957 года Постановлением Совета Министров СССР № 61-39 было закреплено решение о создании в Архангельской области (близ ж.д. станции Плесецкая) военного объекта «Ангара» - первого в Вооружённых Силах соединения МБР Р-7 конструкции Королёва С.П. и строительстве в течение 1957-1959 гг. 2х наземных стартовых позиций, с доведением в последующем до 4-х.

   Второй период – преобразование базы МБР в полигон и в дальнейшем в космодром также имел определенное обоснование. И, как заслуженно сейчас пишут, решающее значение в этом сыграли два великих человека: С.П. Королёв и Г.Е. Алпаидзе.
   В начале 60х происходило расширение объемов практических задач, решаемых с помощью космической техники. Также нам нужен был ответ на наметившееся лидерство США в освоении космического пространства: в начале 60-х годов в США активно работали три космодрома (из них два — крупных), строила собственный космодром Франция, а в нашей стране был только “Байконур”, да небольшой “Капустин Яр”. Причем с с расположенных в глубине континента космодромов “Капустин Яр” и “Байконур” невозможно проводить запуски спутников на все стратегически важные орбиты. Вот почему к началу 1962 года как в военных, так и в промышленных кругах нашей страны созрело и окончательно утвердилось мнение о необходимости создания нового научно-исследовательского полигона, предназначенного для испытаний и штатной эксплуатации не только военных комплексов, но и космических, обеспечивающих выведение спутников на приполярные орбиты.

   С необходимостью ясно, а место создания (расположения) нового космодрома определилась от ряда факторов.
   Часто простые люди задают вопрос: Почему для космодрома было выбрано место, расположенное далеко на севере? Считается, что чем ближе к экватору расположено место запуска КА, тем большую массу полезного груза можно вывести на орбиту, т.к. при проведении пуска в восточном направлении за счет своего вращения вокруг оси Земля сообщает ракете дополнительную скорость, величина которой зависит от широты точки старта. Чем ближе к экватору, тем больше эта скорость (Для "Плесецка" величина этой дополнительной скорости равна 211 м/с, для "Байконура" — 315 м/с, а на экваторе — 465 м/с).

   Оказалось, что законы небесной механики «хитрые». Теоретически (без учета энергозатрат) спутник может быть запущен на любую заданную орбиту с любой точки земного шара. И польза от широты (приближение к экватору) точки старта играет второстепенную роль, влияя в зависимости от требуемого наклонения орбиты, на азимут пуска РН и выбор баллистической схемы запуска КА. Дело в том, что степень влияния вращения Земли на массу спутника, выводимого на орбиту, зависит в первую очередь от величины наклонения плоскости орбиты спутника к экватору.
   Поэтому географически стартовые комплексы "Ангары" оказались очень удачно расположенными. Баллистические условия проведения пусков ракет с создаваемого Северного космодрома позволяли осуществлять (как по выводимой массе полезных грузов, так и по параметрам начальных орбит) все без исключения космические программы "Байконура" тех лет, включая запуски межпланетных станций и пилотируемые полеты по программам "Восток" и "Восход". Расположенный в относительной близости от Москвы таежный "Плесецк" по своим климатическим характеристикам и сейчас остается более предпочтительным для осуществления полетов человека в космос, чем "Байконур".

   Другими «космодром образующими» факторами стали: наличие практически готовой материально-технической базы, жилого городка, высоко подготовленные специалисты и два энергичных человека, которые были «за» северный Плесецкий космодром: С.П. Королев – Главный конструктор отработанного, надежного носителя, для вывода аппаратов на орбиту Земли и опытный, умелый организатор и руководитель - Алпаидзе Г.Е. в то время начальник, создаваемого (рядом со станцией Илеза Вельского района Архангельской области) Научно-исследовательского испытательного полигона ракетного и космического вооружения МО СССР». И результат: в апреле 1964г. Начальником ракетно-космического полигона в Плесецке (Мирном) был назначен генерал-майор Г.Алпаидзе, которым он и руководил до 1975г..

Главная · Мы и закон · Фотоотчеты · Архив документов · Устав · Карта сайта
Ветераны космодрома Плесецк , все права защищены.
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS